воскресенье, 31 марта 2013 г.

Спасение Святой Софии


В 537 г. накануне праздника Тождества Христова в столице Восточной Римской Византийской империи был освящён один необычный собор.
В Константинополе того времени было более 1000 храмов. Но этот особый. Освящали собор, который в течение почти 1 ООО лет будет главным христианским храмом мира. Речь идёт о Святой Софии. Легенд вокруг этой святыни - одной из основных в христианском мире - сложилось великое множество.

Пчёлы Божьи
Легендами окружён даже сам замысел постройки храма. Есть сказание: на литургии после причастия император Юстиниан подошёл за кусочком просфоры, но его успела унести залетевшая на службу пчела. Согласно кано ну, даже самую малую крошку освящённого хлеба нельзя предавать в руки некрещёного. А тем более животного или насекомого. Поэтому в столице экстренно вскрыли все ульи. И выяснили, что в одном из них пчёлы меньше чем задень сумели выстроить из воска божественно прекрасный собор. Только маленький «Он был искусно украшен рельефами, внутри же всё было, как в настоящей церкви. Двери храма были отверсты, так что все увидели: на восковом престоле лежит похищенная пчелой просфора...»
Рассказывают, что именно этот восковой проект собора и был избран императором в качестве рабочей модели для настоящего, потому что пчела обмануть никак не может. Она -символ самого Спасителя, Сына Человеческого. Её мёд - это благодать Христа, её жало - крестные страдания. Кстати, о смерти домашних животных говорят по-разному. Лошадь и корова могут пасть, овца и коза - околеть, свинья и собака - сдохнуть. Но только о пчеле говорят, как о человеке: «Она умерла».

Рука судьбы
На одной из внутренних стен Святой Софии явственно виден отпечаток человеческой ладони. А ведь стена мраморная, да и отпечаток находится на высоте 4 (!) м. Кто и как мог оставить свой след в твёрдом мраморе и так высоко?
Есть две версии. Одна - возвышенная, греческая. Когда турки уже прорвались за городские стены Константинополя и началась резня, в соборе продолжалась литургия, которая оказалась последней. Говорят, сама Богородица, видя такую верность молящихся, сошла к престолу храма и простёрла свой покров над прихожанами. И случайно коснулась рукой стены.
Турки же рассказывают иную легенду, гораздо более кровавую. Да, был штурм, была резня. В Святой Софии укрылось до 10 тысяч христиан. Предводитель турок, султан Мехмет II, опьянённый победой, въехал в собор верхом и велел перебить всех, кто посмел возносить молитвы не тому богу. По трупам конь султана и взобрался на такую высоту. Но, одурев от запаха смерти, пошатнулся, и Мехмет, чтобы не упасть, приложил кровавую руку к стене.

Сон императора
Крохотную греческую колонию Ви зантиум превратили в столицу христианского мира император Константин I Великий и мать его Елена.. Историю империи закончил его тёзка, Константин XI, сын сербской матери Елены Дра-гаш. И закончил честно. Во всяком случае, он сражался в рядах защитников Святой Софии как простой воин. Его тело, согласно преданию, так и не нашли, хотя султан обещал осыпать золотом того, кто принесёт ему голову последнего кесаря.
Но греческая легенда говорит иное. Когда обессиленному раненому Константину какой-
то турок приноровился снести голову, появились ангелы и унесли императора в пещеру у Золотых ворот Константинополя. Там он будет спать, пока не придёт время освободить Софию от турок. А уж когда проснётся, то войдёт в город через эти самые ворота.
В эту легенду верили истово. Причём сами турки. Сначала они искали пещеру, но найти не смогли, поэтому решили обмануть судьбу и заложили Золотые ворота наглухо. Да ещё и выстроили вокруг них Семибашенную крепость, где располагалась главная турецкая тюрьма. В ней, кстати, сиживали и русские дипломаты, чем-то не угодившие султанам.

Народ Севера
В то время как Европа сжалась в ужасе перед турками, которые сметали на своём пути все войска, в православной греческой среде родилось пророчество: «Светловолосые люди, пришедшие с Севера, вовлекут в большую войну балканские народы. Они вместе объединятся в союз и восстановят былое величие и свет Святой Софии».
А за 30 лет до падения Константинополя греческим учёным вроде бы удалось расшифровать предсказание императора Льва Премудрого, которое было начертано на гробнице Константина Великого: «Множество народов северных и западных соберётся и нанесёт войну Исмаилу морем и сушей, и победит его. Род же русых овладеет семихолм-ным градом Константина и воздвигнет на Святой Софии крест».
В те времена о «роде русых» мало кто вспоминал. Крохотное Московское княжество собирало по сусекам ордынскую дань. Но уже во время Азовских походов Петра I иные муфтии выбрасывались с минаретов с паническим криком: «Русские идут!»

Тутанхамон. Легенды о «проклятых»


Ровно 90 лет назад, 16 февраля 1923 г., был заложен фундамент коммерческого успеха фильмов про археологов, которые дерзнули побеспокоить прах ушедших царей и воинов древности.
В тот день экспедиция английского египтолога Говарда Картера вскрыла погребальную камеру гробницы фараона Тутанхамона и обнаружила его саркофаг.
Тутанхамон стал, наверное, самым известным царём Та Кем, или Миср, как когда-то называли Египет. Земля, полная загадок и тайн, чужая, богатая и манящая... И, разумеется, её царь, который был настолько крут, что, даже уйдя в мир иной, смог дотянуться своим проклятием до тех нечестивцев, что осмелились покуситься на загробный покой великого фараона.
Всё это очень красиво и таинственно. Тем более что вскрытие усыпальницы этого фараона действительно ознаменовалось веером «странных» смертей. И первая среди них -смерть лорда Карнарвона. Того самого человека, который финансировал раскопки. И который одним из первых заглянул в погребальную камеру, «где в полумраке таились фигуры экзотических животных, странные статуи и золото».
А вслед за ним вскоре умерли ещё 22 человека. И каждая из смертей - вроде как преждевременная. Тринадцать из этих несчастных принимали непосредственное участие во вскрытии могилы, а остальные были их друзьями или родственниками.

Стереть с лица
Всё это валят на проклятие Тутанхамона. И совершенно напрасно. Потому что те, кто занимался раскопками, оказали ему величайшую, можно сказать, неоценимую услугу.
Дело в том, что самым суровым наказанием в Древнем Египте было «изъятие имени». Именно эта участь была уготована Тутанхамону. Ему не повезло вдвойне. На трон он взошёл десяти лет от роду, умер в девятнадцать. Никак себя не зарекомендовал. Тот же Говард Картер, руководитель раскопок, сказал о Тутанхамо-не: «Единственное, чем он отличился, так это тем, что умер и был похоронен». А его преемник, незаконно захвативший трон, тщательно позаботился о том, чтобы память о юном царе была стёрта. Буквально. Изображения Тутанхамона скалывались или затирались, у его статуй отбивали лицо, руки, ноги и бока. Но вот прошло несколько тысяч лет, явились англичане. Нашли гробницу Тутанхамона. И вернули его, вычеркнутого из истории, к жизни. Причём в самом прямом, по египетским меркам, смысле: «Произнося имена умерших, ты даёшь им новую жизнь. Тем самым ты вдыхаешь божественные силы в тех, кто исчез безвозвратно».
Так что мстить за «возврат к жизни» было бы со стороны духа Тутанхамона самой чёрной, бессовестной неблагодарностью.

Байки из склепа
А была ли вообще месть? Всегда надо помнить,, что в значительной части «археологические суеверия» на поверку оказываются обычными байками.
Нет, конечно, можно вспомнить профессора Герасимова, который, дескать, вскрыл гробницу великого завоевателя Тамерлана аккурат перед началом Отечественной войны. А кому-то на память придёт и тот факт, что отечественные покойники - к примеру, скифы - умели защищать свои гробницы куда эффективнее египтян. Например, когда на Украине раскапывали гигантский курган Чертомчык, археологи обнаружили, что в тайную погребальную камеру скифского царя какое-то время назад был прорыт грабительский ход. Но поживиться вору не удалось. Расхитителя нашли раздавленным. А ещё каждый студент-археолог знает: если при раскопках поселений или погребений времён каменного века найдут резное навершие «жезла шамана» - берегись. Бывали случаи, когда руководители экспедиции сходили с ума. Но всё-таки больше бывает простых совпадений. Иной раз это вообще напоминает анекдот. Мне приходилось участвовать в раскопках курганов около деревни Гнёздово, что под Смоленском. Считалось, что если найдут оригинальное украшение-амулет, молоточек Тора (бога грома и молнии в Древней Скандинавии), то обязательно случится гроза. Один такой молоточек нашли. Гроза и впрямь началась, да такая, что с раскопа пришлось бежать. Но вот на следующий день выяснилось, что это никакой не молоточек Тора, а всего лишь деформированная ладейная заклёпка.
И всё-таки легенда о проклятиях, что настигают всех осквернителей древних могил, вполне конструктивна. Многие коллекционеры, добывшие древности путём неправедным, побаиваются мести усопших царей, героев и воинов. И, уверовав в реальность проклятия, стараются перевести его на кого-нибудь ещё. Чаще всего - на работников музеев. Кстати, после того как о «проклятии Тутанхамона» и о смертях, с ним связанных, заговорили газеты всего мира, египетские музеи захлестнула волна «добровольных» пожертвований археологических находок. Иногда весьма ценных.

суббота, 23 марта 2013 г.

По следам адыгов-христиан


В фольклоре Кабардино-Балкарии сохранились предания о проживавших на территории республики франгах, ференках и френках. Балкарская легенда так называет все народы Западной Европы. Слово «ференки» проникло на Кавказ вXII-XIII вв. из Византии и трансформировалось в более удобное для произношения «френки», а позже из-за некорректного перевода ференки стали французами. Кто же такие франги? Христиане - генуэзцы и венецианцы, с которыми местное население общалось примерно с середины XV в. Их большой укреплённый город находился в районе нынешнего селения Урвань. Придя на теперешние свои земли, кабардинцы застали здесь франтов. И первое время отношения между двумя народами были мирными, а когда дошло до столкновений, кабардинцы осадили город франтов. Предание гласит, что «доблесть кабардинцев победила численность франгов».
Выходцы из Западной Европы оставили в горной части Кабардино-Балкарии башни и замки. Они проживали здесь начиная со второй половины XIII в. Это было самое удобное время для введения у черкесов христианской религии. Генуэзский префект Каффы (бывшая Феодосия) послал к черкесам святого отца. Местная знать выразила ему почтение и согласилась принять католических миссионеров.
Документальных свидетельств о том, что на территории нынешней Кабардино-Балкарии в Средние века действовал католический монастырь, не сохранилось. Зато немало косвенных, фольклорных сведений: такой монастырь был, причём не один. Помимо нынешнего селения Урвань ещё один располагался возле селения Хабаз. Растущее влияние католицизма побудило маджарского градоправителя (Маджар - золотоордынский город в XIII - XVI вв., находившийся на месте нынешнего Будённовска в Ставропольском крае) предложить Римскому престолу основать в городе епархию (подобные уже существовали в Астрахани, городах Армении, Грузии и Крыма). В донесениях в Рим миссионеры сообщали о своих успехах, но из-за языкового барьера работать с паствой на самом деле они не могли.
Именно поэтому есть сомнения в том, что местные жители сохранили память о монахах, ведь даже в XIX в. они не знали, какому народу принадлежали памятники христианства.
Тем не менее мы уверены, что в селении Хабаз находилась римско-католическая миссия. Вам и сегодня покажут место, где некогда располагался монастырь (ныне на его месте возведена мечеть), расскажут, как при строительстве обнаружили средневековый водопровод, нашли обломки каменных крестов (частично впоследствии уничтоженных, частично увезённых некими заинтересованными лицами). Жители называют это место килиса - от греческого «экклесия» - «церковь».
Коль есть миссионерская обитель, должно быть и христианское клад-бище. Оно действительно поблизости, за селением. Могилы грунтовые, судя по всему, они не вскрывались. Легко определить, кто в них захоронен: монахов хоронили в гробах, голова умершего обращена на запад, а ноги - на восток. Над головой усопшего водружали крест. Сейчас все кресты выкорчеваны (видимо, ещё в период ислами-зации) и уничтожены.
Пытались разрушить и главную святыню этих мест - расположенный выше кладбища колоссальный каменный крест. Перспектива смазывает размеры артефакта. Но если взглянуть с высоты птичьего полёта (мы пролетели над крестом на вертолёте), взору откроется величественное зрелище. Даже спустя как минимум шесть столетий крест сохранил первоначальную форму. Нет сомнений: перед нами искусственное сооружение. К нему от подножия горы ведёт дорога, огибающая, как винтовая лестница, святыню. С левой стороны креста имеются выбитые в каменном основании ступеньки, возможно, для священника. Здесь приобщали местных жителей к таинствам христианства.
В Кабардино-Балкарии ранее уже находили кресты, вытесанные из туфа, в частности у селения Жанхотеко. Описавший их археолог И. М. Чеченов отмечает: у большинства крестов концы расширяются к краям, отчего учёный считает их «мальтийскими» (восьмиконечные кресты, использовавшиеся рыцарским орденом госпитальеров - членов католического духовно-рыцарского ордена св. Иоанна Иерусалимского, основанного в XII в. в Палестине). Оставившее их население вело оседлую жизнь и длительно подвергалось насильственной христианизации. Происходило это, по мнению учёного, в течение XIV
- начала XV в.
Специалисты проводят параллели между 30 жанхотекскими крестами и 5 тёсанными из белого и розоватого камня, найденными хранителем Терского областного музея, а впоследствии первым директором Национального музея Кабардино-Балкарии М. И. Ермоленко (1867-1939) у селения Каменномостское. У обрыва древнего русла реки Малка, на правом её берегу, находится каменоломня, где жители села для собственных надобностей ломали камень. Возможно, это та самая, откуда брали камни для изготовления хабазских христианских памятников, ведь селения расположены неподалёку друг от друга.
Рядом с каменоломней обнаружены могильные каменные ящики с копьями времен крестоносцев и частями железных мечей. Не крестоносцы ли сложили здесь свои головы?
Есть мнение что жанхотекские и каменномостские кресты изготовлены одними и теми же мастерами и предназначались для установки на могилах соплеменников - по нашей версии, франгов и тех, кто принял их религию. Но на вопрос, верны или нет эти предположения, могут ответить только более тщательные исследования.
Армения, далее везде...
Первой в мире страной, принявшей христианство, оказалась Армения. В 301 году (по уточнённым данным, в 314-м) армянский царь Трдат III провозгласил учение Христа официальной религией государства. Это произошло после того, как впавший в безумие монарх был исцелён Григорием Просветителем. Перед этим подвижник 15 лет провёл в тюрьме за исповедание учения Иисуса.
В соседней Грузии христианство стало государственной религией в 324 году. Просветительница Нина, позже признанная равноапостольной, бежала из Армении от преследований всё того же Трдата и спаслась в области Картли (части Грузии). Проповеди Нины всю Грузию привели в лоно христианской церкви.
Два ученика Христа - Андрей, прозванный Первозванным, и Симон Кананит - отправились с учением учителя в Скифию, на побережье Чёрного моря и в Соланию (Аланию), дойдя до нынешней Абхазии. Окончательно христианство закрепилось на Северном Кавказе в середине IX века благодаря усилиям греческих проповедников Кирилла и Мефодия.
Ещё столетие спустя в Константинополе приняла крещение киевская княгиня Ольга, также признанная равноапостольной. А её внук киевский князь Владимир в 988 году крестил Русь. В течение последующих веков христианство из русских княжеств шло на север, восток и юг по мере колонизации евразийских просторов.

Царь Трдат III.

Алтай



Люди давно соревнуются с богами в искусстве создавать миры. Нью-йоркские небоскребы, египетские пирамиды, Эйфелева башня - грандиозные постройки всех времен и народов призваны показать сверхвозможности человека. При этом парадоксально, что каждый из нас неосознанно стремится в места, которые не тронуты цивилизацией. Потому, что именно здесь человек способен испытать себя на самом деле. В шумном и пыльном потоке городских будней мы руководствуемся приобретенными рефлексами. За матовыми стеклами офисов и в многочасовых пробках протекают наши жизни. Мы сознаем, что способны на большее. Или даже нет, мы способны на нечто качественно другое, но возможности, заложенные природой в нас при рождении, в городских джунглях дремлют.
Все это не случайные слова. Люди, приезжающие на Алтай, признаются, что в этот неповторимый по своей красоте горный край, они ехали в поисках себя. И не ошиблись. Для тех, кто ни разу не был на Алтае, удивительно, что рядом с большими городами, сохранился девственный уголок природы, уникальный по своему ландшафтному и историко-культурологическому содержанию. Высокие горы, прозрачные озера, бурлящие горные реки, водопады, пустынные равнины, пещеры, дорожные серпантины - все это предстоит увидеть путешественнику. Богатая природа бережно хранит следы древней цивилизации: наскальные росписи, многовековые курганы, могильники. Этническое прошлое тесно переплетается с обрядами и современной культурой коренного населения Алтая. Эта земля хранит следы многих культур, происхождение некоторых из которых до сих пор неизвестно.
Мистицизм, ландшафтное разнообразие, удаленность от цивилизации делают Горный Алтай идеальным местом для приключенческого туризма. Сплавы по горным рекам, восхождение на горы, конные поездки - решаясь на такого вида экстрим, человек собирается по-настоящему испытать себя. «Схватка» с природой зачастую дает удивительный результат. Те самые возможности, которые доселе спали, вдруг начинают проявляться!
Алтайцы - коренной народ, населяющий горы и предгорья географического Алтая.
С середины 19-го века в связи с переходом от кочевого образа жизни к оседлости алтайцы до начала 20-го века делились на ряд . племенных и территориальных' групп. В настоящее время алтайцы делятся на малочисленные народности: алтайцы, телеуты, шорцы, тубалары, теленгиты, урянхайцы и проживают в Республике Алтай, Алтайском крае, Кемеровской области Российской Федерации, Западной Монголии, Синьцзян-Уйгурском автономном районе Китая.
Сегодня Республика Алтай (Горный Алтай) относится к числу тех регионов, в которых еще можно увидеть во всем многоцветий традиционную культуру коренного народа - алтайцев, русского старожильческого старообрядческого населения и казахов, компактно проживающих здесь более 100 лет...



Легенда о Катуни и Бии
Жил некогда богатый хан Алтай, и самым главным его богатством была дочь - красавица и умница Катунь. Много батыров добивалось ее руки, но всех отвергала строптивая девушка. Никто не знал, что она тайно любила простого пастуха Бия. Но проведал секрет дочери хан Алтай, разгневался и сказал: "Выдам тебя за того, за кого сам пожелаю!" Не покорилась отцу Катунь и в глухую темную ночь сбежала к любимому. Утром, обнаружив пропажу, хан Алтай собрал своих воинов и пообещал дочь в жены тому, кто ее догонит и вернет. Бросились в погоню воины, но Катунь обернулась стремительной рекой и помчалась, пробивая себе дорогу среди камней, громко зовя Бия. Услышал голос любимой пастух, бросил стада и тоже быстрым потоком понесся навстречу Катуни. Не догнали воины беглянку. Встретились Бий и Катунь, бросились друг другу в объятия, да так и побежали дальше, образовав великую сибирскую реку Обь. В страшном гневе превратил хан всех своих слуг в
валуны, скалы и камни, и сам навеки застыл величественной Белухой. Дальше всех успел убежать за Катунью самый быстроногий из воинов - Бабырган, и теперь стоит на равнине вдали от гор.
Река Катунь - "хозяйка Алтая". Она протекает в глубоком ущелье, её же каньоны и высокие террасы часто сравнивают со знаменитым Гранд - Каньоном в Америке.
Катунь - наиболее популярная и посещаемая река Алтая. Обуславливается это ее доступностью и, вместе с тем, красивыми, неповторимыми местами, по которым она протекает. Волнующие воспоминания о прохождении порогов, о тайге, о хорошей компании останутся в памяти надолго и скрасят рутину городских будней.
Гора Белуха - одна из крупнейших горных вершин России, самая высокая : вершина Сибири (4506 м над уровнем I моря).
В 1998 году включена в список объектов Всемирного природного наследия ЮНЕСКО «Алтай Золотые горы».
Климат района Белухи суровый с продолжительной холодной зимой и коротким летом с дождями и снегопадами. Он изменяется в соответствии с : высотной тональностью: от климата < долин у подножия вершины до климата ' высоких снегов и ледников. Средняя температура июля в долинах у верхней § границы леса + 8,3 градуса (Аккем), а на платообразных вершинах + 6,3 градуса t (Каратюрек). Летом на вершине Белухи не редки морозы до -20 градусов. На склонах массива Белухи и в доли-| нах известно 169 ледников, общей площадью 150 кв км. Гора Белуха несет на себе почти 50% ледников Катунского хребта, что составляет свыше 60 процентов площади его оледенения. По количеству ледников и оледенению г. Белуха занимает
Песнь про богатырей Катуни
Два богатыря, Сартакпай с сыном Аду-чи, задумали построить мост через бурливую Катунь. "Здесь, сын мой, у самого устья Чобы,- сказал Сартакпай, - как раз середина реки. Надо будет выстроить тут большой мост". Работа началась... Добрый дух Ульгень помогал им, но с условием, чтобы во время работы они не спали из уважения к нему. Весь день без отдыха работали богатыри. Но, к вечеру, увидел Сартакпай, что сына его шатает от усталости, и сказал ему: "Пойди, отдохни, только не смей спать, и жена твоя Оймок пусть не смыкает век". В небе дымились черные тучи.. Маленькая туча, налетев на большую, высекла яркую молнию. Сартакпай поднял руку, поймал ее, вставил в расщепленный ствол пихты и при свете этом стал строить мост дальше. Он вонзал камень в камень, и мост рос. До того берега осталось проложить не больше пятнадцати кулашей. И тут мост рухнул! Сартакпай рявкнул, как медведь, выбросил камни из подола шубы, и они, гремя, просыпались от устья Чобы до устья Эдигана. От страшного грохота проснулись Адучи и Оймок. Поняли они, что не сдержали обещания. Испугавшись гнева Сартак-пая, они обернулись серыми гусями и улетели вверх по реке Чуе. Сартакпай бросил им вслед стопудовый камень, что упал в Курайской степи и до сих пор лежит там...
...Сын Адучи и сноха Оймок остались гусями навечно. Одинокий и печальный, сел Сартакпай на своего коня и вернулся к устью Ини. Его родной аил давно рассыпался. Сартакпай расседлал коня, бросил на большой камень стопудовый кедим, а сам сел рядом и умер...

По преданиям алтайцев, родники, реки и озера имеют общую хозяйку "Суу ээзи". Кроме этого, каждая река, родник, озеро и целебный источник Аржан имеет свою хозяйку в виде девицы, женщины или пожилой старухи. Самые большие реки - Катунь, Чуя, Бия, Чолушман, Башкаус, Чарыш - имеют хозяек ханского положения. Они суровы, коварны, про них рассказывают много легенд, мифов о том, как в тяжкие годы спасали ойрот-алтайцев от врага. Уносили завоевателей в многочисленные водовороты...

Изучение древних шумерских клинописных текстов, найденных на территории Ирака (Месопотамия) и датированных последней третью 3 тыс. до н.э., проведенное многими учеными, свидетельствует о том, что большинство шумерских слов буквально повторяют общетюркские, в том числе и алтайские, слова и целые фразы. Таких совпадений очень много, более четырех сотен.
Приведенные схождения дают убедительные доказательства в родстве шумерской и алтайской семьи языков. Древние шумеры были давно оторвавшейся от основной массы частью пратюркских племен и соединились с индоевропейцами. В летописях отмечается о приходе шумеров в Месопотамию из равнин, где много кедрового леса и рек - предположительно Сибирь. А открытие в с. Каракол в среднем течении реки Урсул захоронения, которое доказывает синхронность развития культур Древней Месопотамии, Древнего Египта и Древнего Алтая, подтверждает, что между этими столь дальними ареалами тогда еще существовали определенные контакты, если не прямые, то во всяком случае «кочевые».

Этнографическое изучение региона началось достаточно давно - более 200 лет назад. Однако и по сей день есть еще много белых пятен, ожидающих своих первооткрывателей.
Наибольший интерес представляет традиционная духовная культура алтайцев. Здесь бытуют архаические жанры фольклора и используются музыкальные инструменты, практически не испытавшие модернизации.
Тысячелетиями находясь во взаимодействии со многими культурами и языками племен и народов, Горный Алтай и по сей день представляет собой богатейшую мозаику в этническом, конфессиональном и лингвистическом отношении. Благодаря этому, территория Горного Алтая является хранилищем большого числа археологических памятников. Многие из них можно увидеть, посетив Каракольскую долину.
Каракольская культура - своеобразная археологическая культура конца III - начала II тыс. до н.э. Характерными ее чертами являются многочисленные захоронения: прямоугольная ограда -кладбище, каменные ящики и поли-хромные рисунки на плитах ящиков.
Немало загадок хранит и любой другой уголок Горного Алтая. Многочисленными легендами окутано Золотое (Телецкое) озеро, а горные перевалы и сегодня требуют уважения к духам и дань почтения далеким предкам
Легенда про Телецкое озеро
Однажды разгневались боги на алтайский народ; ушли звери из лесов, ушла рыба из рек и озер; засохли деревья и травы вымер скот на пастбищах. Труженицы-пчелы, и те не запасли в тот год золотого меду. Голод пришел на алтайскую землю нечего в котел бросить, нечего в рот положить, нечего ребенку дать... Горевали люди только один алтаец не горевал - был у него припрятан на черный день кусок золота, большой, с конскую голову. Вот и пришел тот черный день, кончилась вся еда в юрте, последний кусок лепешки доели, последний глоток кумыса  допили. Поглядел алтаец на жену и детей, вытащил из укромного уголка кусок золота, крякнул, взвалил на плечо и пошел по окрестным стойбищам менять золото на мясо вяленое для себя, на лепешки свежие для жены, на молоко кобылье для детей. Долго ходил, много юрт обошел, много людей повидал. Нет у людей еды, а если и  найдется у кого кусок лепешки да глоток молока, не хотят менять люди еду на золото. Красивое оно, золото, блестящее, глаз радует, сердце веселит, да только холодное и твердое; не укусишь его, не бросишь в котел, не дашь ребенку поесть. Зря ходил по юртам алтаец, зря таскал кусок золота размером с конскую голову. А когда совсем отчаялся, забрался он на гору Алтын-Ту, что над озером высится, проклял жизнь свою горькую и богов жестоких, и швырнул с размаху золото далеко в озеро. Швырнул, да и сам следом прыгнул. Плеснула волна, накатила на берега, да и успокоилась. А озеро с тех пор называют Алтын-Коль - Золотым...

Тотемизм - одна из ранних форм верований, суть которой заключается в вере родства отдельных групп людей с определенными животными. Каждый род ойрот-алтайцев имеет священного почитаемого животного или птицу, которая называется "Байана".
Нарушившего табу своего "Байа-ны" подвергали наказаниям. "Чалу" является самым страшным наказанием для ойрот-алтайцев - смерть для членов семьи или рода по очереди, иногда сопровождающаяся мучительными неизлечимыми болезнями. Каждый род в определенное время должен совершить обряд поклонения "Байана чалузы" и тем самым возвысить его, чтобы он оберегал их.
Например, "Байана" майманов -косуля, глухарь, орел, собака. Мун-дусов - беркут, сова, бык. Комдошей -выдра. Кобоков - волк. Тодошей - заяц и т.д. Растения почитаются ойрот-алтайцами также, как и почитаемые животные. Каждый род-сеок имеет свое дерево называемое - "иайаачы". Например: Толосы не должны рубить тополь, бережно относиться к тополям. Величать их в своих благопоже-ланиях и песнях. Саалы - ель. Алматы - иву. Кобоки - сосну. Тонжаны - кедр... При необходимости использования почитаемого дерева сеока, человек должен совершить обряд поклонения и спросить духов тайги, хозяина Алтая о надобности того или иного дерева или деревьев. Многие с целью использования почитаемого дерева для нужд по хозяйству просят помощи у кого-нибудь из другого рода. И тот, высказав благопожелания и попросив разрешения, приступает к вырубке.

Республика Хакасия



Республика Хакасия расположена в юго-западной части Восточной Сибири в левобережной части бассейна реки Енисей, на территориях Саяно-Алтайского нагорья и Хакасско-Минусинской котловины. Протяженность с севера на юг — 460 км, с запада на восток (в наиболее широкой части) - 200 км. На севере, востоке и юго-востоке Хакасия граничит с Красноярским краем, на юге — с Республикой Тыва, на юго-западе — с Республикой Алтай, на западе — с Кемеровской областью. Преобладающий рельеф местности — степи, горы и тайга. Самыми крупными реками республики являются Енисей, Абакан, Чулым и Томь. В республике более 500 озер.
Площадь Республики Хакасия 61 900 кв.км и составляет 0,4 % от территории Российской Федерации. Расстояние от столицы Республики Хакасия - города Абакана -до Москвы составляет 4218 километров. Разница во времени с Москвой + 4 часа.
Численность постоянного населения Республики Хакасия составляет 536,6 тыс. человек, в том числе в городе Абакане - 163,1 тыс. человек.
Предки человека поселились на территориях Саяно-Алтайского нагорья и Хакасско-Минусинской котловины свыше 300 тысяч лет назад. Время появления "человека разумного" на территории Хакасии датируется не позже 34 тыс. лет назад. В течение тысячелетий на территории современной Хакасии сталкивались многочисленные культуры угро-финских, иранских, древнетюркских народов, определенное влияние оказывали древнекитайские государства. За два столетия со времен вхождения Хакасии в состав России, ее территория была заселена и освоена русским населением.
XX век был переломным в истории Хакасии. В послевоенный период область наполнилась современными индустриальными предприятиями. 20 октября 1930 года хакасскому народу предоставлена государственность в форме автономной области. В июле 1991 года область была преобразована в Республику Хакасия.
Климат резко континентальный, с сухим жарким летом и холодной малоснежной зимой. Средняя температура воздуха июля +17,9°С, января -18,9°С. Среднегодовое количество осадков 300-700 мм в год в степной зоне и до 1500 мм в год в горно-таежной.
Велика и необъятна Россия, огромна Сибирь, её восточная часть, где на юге расположена Республика Хакасия.
Хакасия - это удивительная по красоте и разнообразию природа: бескрайние степные просторы с воздухом, настоянным на травах, дарят непередаваемое ощущение широты и бесконечности мира. Это неповторимая красота тайги и подземного мира, край суровых гор, синих озер, буйных рек с кристально чистой водой, молчаливых и таинственных скал по их берегам, край ярких красок растительного мира, царства зверей и птиц.
Горы Саяны - это гордость и жемчужина Сибири. Природа встретит Вас со всей присущей ей красотой и таинственностью, подарит чистоту горного ручья, шум ветра и тишину свободы.
Земля Хакасии имеет древнюю и богатую историю. Недаром её называют археологической Меккой Сибири, музеем под открытым небом. Многообразие памятников древней истории: наскальные рисунки, руины древних городов, оборонительные укрепления, горные плавильни и святилища, тысячи древних могильников и захоронений притягивают к себе археологов и туристов со всего мира.
Культура Хакасии многогранна и услышанные здесь сказания и легенды навсегда оставят свой след в Ваших сердцах.
Республика Хакасия - это край соленых и пресных, горных и степных озёр, большинство которых являются лечебными. Природа подарила нашему краю способность лечить людей минеральной водой и целебной грязью. Знаменитым далеко за пределами Сибири озером, которое по своим лечебным свойствам ничуть не уступает знаменитому Мёртвому морю Израиля, является озеро Туе. А целебные воды озера Шира известны уже более ста лет.

Чукотка



Чукотка - земля, где рождается новый день. Это прекрасный и суровый край, край романтиков и смелых духом людей, уникальной культуры и вековых традиций, край первозданной, завораживающей природы. На Чукотке проживают чукчи, эскимосы, эвены, коряки, чуванцы, юкагиры, кереки.
Для путешественника Чукотка откроет свой хрупкий арктический мир и поделится тайнами до сих пор неизведанной земли. Ценителей экологического туризма ждет встреча с богатейшей северной флорой и фауной.
Этнотуристы заглянут в глубину веков, познакомятся с традициями и обычаями коренного населения Чукотки.
Приключения и разумный риск, сочетающиеся с красотой природы ждут любителей экстремального и спортивного туризма.
Чукотка знаменита своими национальными праздниками. Ярко и с задором проходят «Берингия» - традиционные гонки на чукотско-эскимосских байдарах, «Ръилет» - гонки на оленьих упряжках, «Корфест» - фестиваль, посвященный подледному лову корюшки, «Надежда» -гонки на собачьих упряжках, «Эргав» национальный фольклорный фестиваль.
Олень для чукчей - это все... - дом, пища, одежда, транспорт. Познакомьтесь с образом жизни оленеводов, пройдите по маршрутам обхода оленьего стада, и может быть вам удастся узнать секрет того, как не потерять ни одного оленя из многих тысяч. Ночевка на шкуре в яранге, катание на оленьих упряжках, национальные чукотские блюда отвлекут вас от привычной жизни. Пройдите «По следам оленного народа» - и вы откроете для себя не только много удивительного, но и поймете как это - быть гармоничной частью природы.
Красота первозданной северной природы, тишина, искрящийся снег, уединение - все условия для отличного отдыха. Отменная зимняя рыбалка - корюшка, навага, хариус, налим... в одном из отдаленных мест Чукотки. Этот тур для романтиков и экс-трималов, для людей, по-настоящему азартных и немножко авантюристов, для всех, кто может себе позволить рыбалку «на краю света».
На вездеходах вы совершите путешествие из столицы Чукотского округа в село Уэлькаль, по дороге наслаждаясь бескрайними белоснежными широтами и красотой величественных сопок, хотя, с непривычки, смотреть на это великолепие можно будет только через солнцезащитные очки. В селе Вас будет ждать баня и гостеприимные жители. В течение нескольких дней Вы будете выезжать на рыбалку, а одну ночь проведете прямо на
льду. В эти дни Вы испытаете настоящий рыболовный азарт и накал страстей, а местные рыболовы расскажут Вам об особенностях чукотской рыбалки. Весной на Чукотке наступает самая лучшая зимняя пора - ярко светит солнце, искрится снег, а мороз и ветер становятся мягкими и ласковыми - настоящая зимняя сказка. Кроме рыбалки местные жители познакомят Вас со своей культурой: Вы увидите выступление национального чукотского ансамбля, познакомитесь с искусством косторезов и сами сможете сделать сувенир из кости моржа или рога оленя, попробуете уникальные чукотские блюда. В словах не выразить всех впечатлений, которые Вы получите от этого тура -приезжайте и увидите сами!
Белый медведь - это символ Севера, одно из крупнейших млекопитающих суши и самый крупный хищный зверь на планете. Он может достигать внушительных размеров - до трех метров в длину и до тонны в весе. Еще 10 — 15 лет назад белые медведи находились на грани исчезновения и даже случайная встреча с медведем была редкостью, не говоря о длительных наблюдениях за ним. Препятствовал этому и бродячий образ жизни белого медведя. Однако на Чукотке есть уголки, где эти звери настолько обычны, что целые периоды их жизни проходят перед глазами человека. Одно из этих мест - окрестности села Ванкарем.
Возможность увидеть диких белых медведей в их естественной среде обитания. С третьей декады ноября они мигрируют с Аляски на остров Врангеля по береговой кромке, прокладывая свой путь мимо Ванкарема. Местные жители устраивают для белых медведей кормовое пятно из туш погибших моржей, мимо которого не сможет пройти ни один белый хищник. Именно здесь Вы увидите матерых самцов- великанов, подростков, лишь недавно начавших самостоятельную жизнь, заботливых матерей с медвежатами-сеголетками... , сможете понаблюдать за взаимоотношениями медведей друг с другом, конкуренцией из-за пищи, играми и драками. Вы даже сможете выбрать своих любимчиков и дать им имена и, главное, понять индивидуальные и типичные черты характера белого медведя.  Прежде   чем   попасть к  месту    обитания белых медведей Вы посетите два чукотско-эскимосских села и один из красивейших поселков Чукотки -Эгвекинот.

понедельник, 18 марта 2013 г.

Египет - дайвинг, пирамиды


Когда произносишь слово Египет сразу представляется солнце, море, пирамиды и конечно же дайвинг.  Ведь именно здесь в Красном море более тысячи мест для погружений и именно сюда мечтают попасть дайверы со всего света.

Некоторые сравнивают Египет с елкой. Вы спросите почему? Все очень просто – Египет летом и зимой одним цветом. Бирюзовое море, яркий подводный мир и пестрые одежды туристов.

Крупные города Египта – Гиза, Александрия, Мерса-Матрух, Каир и другие.

Каир столица Египта переводится как «победоносный». Этот город объединил и историю своих давних правителей фараонов и христиан и последователей ислама.

Александрия популярнейший курорт средиземноморья по величине это второй город Египта. Здесь переплелись древняя история и современный курорт. В Александрии культура и стиль  ближе к Европе, этим она и отличается. В Александрии есть возможность совместить пляжный отдых и совершить увлекательные экскурсии.

Гиза – этот город известен большим скоплением туристов и находится на одноименном плато, на западе Каира по дороге, которая соединяет мегаполис с древними пирамидами. Именно в Гизе находятся самые главные достопримечательности Египта.

Мерса-Матрух этот город в отличие от Александрии и Каира пользуется популярностью у египтян. Здесь нет шума и суеты. Основал этот город Александр Македонский. Здесь любители древности найдут для себя много интересного. Например, развалины времен Птолемея или музей Роммеля, который посвящен оружию.

Нельзя оставить без внимания небольшой городок Люксор.  Когда-то он был столицей Древнего Египта. В Люксоре сосредоточено огромное количество памятников древности. Его заслуженно называют жемчужиной Египта.

суббота, 9 марта 2013 г.

Юрьев-Польский. Русь крестьянская


Этот небольшой старинный город был основан князем Юрием Долгоруким как форпост на границах его княжества и назван в его честь Юрьев. А название «польский» уходит корнями в славянский язык и значит «полевой». Исключительно плодородные земли Ополья издревле были густо заселены крестьянским людом, главным занятием которого было земледелие. Об истории края рассказывают экспозиции местного музея. Как память о былом величии города сохранились останки оборонительных сооружений и белокаменный Георгиевский собор, который включен в список мирового культурного наследия ЮНЕСКО.

Георгиевский собор.
Памятник культовой архитектуры 13 в. В здании расположена музейная экспозиция.
Комплекс Михайло-Архангельского монастыря.
Памятник культовой архитектуры 13-15 веков. В зданиях расположена музейная экспозиция.

 

Гороховец. Русь купеческая


Удачно расположенный на пересечении старинных торговых маршрутов, опустевших лишь после начала массового строительства железных дорог, Гороховец издавна славился торговыми людьми. Большими выдумщиками были гороховецкие купцы, если судить по тем домам, которые они построили для себя на прибыль от своих миллионных сделок. Раскинувшийся на холмах город «кукольных теремов» и «пряничных домиков» - вот что такое Гороховец.

Ансамбль Троицко-Никольского мужского монастыря.
Памятник культовой архитектуры XVII века. Основан в 1643г. Из комплекса его церковных сооружений представляют интерес Троицкий собор, построенный в 1681г. Вторая церковь монастыря в честь Иоанна Лествичника построена в 1710г. Архитектурное убранство обеих церквей сдержанное, но достаточно богатое. Ансамбль построек Никольского монастыря объединяет шатровая колокольня (1681г.). В настоящее время монастырь действует.
Благовещенский собор.
Главный храм Гороховца построен в 1700г. В общий ансамбль Благовещенского собора входит шатровая колокольня и одноглавая Предтеченская церковь. Он высится на центральной городской площади, как бы раздвигая в сторону все разностилье толпящихся рядом построек и перекрывая мощью своего эпического звучания суетную многоголосицу городской жизни.
Сретенский девичий монастырь.
Это монастырь - один из древнейших в Гороховце. Его существующие каменные сооружения возведены во второй половине XVII века и составляют интересный архитектурный ансамбль. В его состав входят: главный соборный храм Сретения, теплая Сергиевская церковь, келейный корпус и колокольня.
Знаменский Красногривский монастырь.
Этот монастырь расположен вне города, на холме за рекой Клязьмой, в ее живописной пойменной части. Это самый древний в Гороховце монастырь. Он был основан в 1598 году как мужская обитель. Постройки его сначала были деревянные и срублены на средства Петра Лопухина на «гороховской тяглых людей земле». А в 1679г. купец Семен Ершов построил уже каменную церковь Знамения Богородицы с приделом Иоанна Богослова и колокольней.
Всехсвятская церковь.
Построена на рубеже XIX-XX веков из красного кирпича на месте одноименной деревянной церкви. Сооружение возведено в формах "русского стиля", широко распространенного в архитектуре второй половины XIX века.
Казанская церковь.
Построена в 1708 году на средства гороховецкого купца Ширяева. Расположена на очень важном в градостроительном отношении месте - на пересечении Большой Благовещенской улицы Гороховца (ныне улица Ленина) и основной улицы бывшего села Красного (ныне улица Московская), в непосредственной близости от современной автотрассы М-7 "Волга-1".
Дом Опарина.
Построен в конце XYII века купцом Матвеем Опариным, расположен на берегу Клязьмы, напротив Благовещенского собора. В 1980-1982годах по проекту архитектора СЛ. Мелешенко дом был реставрирован. Сегодня в старинных палатах расположился Дом бракосочетания.
Дом Канунникова.
Находится всего в нескольких десятках метров от дома Опарина на одной линии с ним. Построен в конце XYII века, имеет богато оформленный карниз, цоколь и поясок.
Дом Пришлецова.
Построен в 1915 году председателем земской управы, а затем перешел к гороховецкому военачальнику. Столичный, так называемый «новорусский» стиль нашел здесь своеобразное преломление в формах местного плотницкого искусства. Особняк деревянный, одноэтажный с мезонином. Вход с улицы оформлен крыльцом с двухскатной крышей, покрытой узорной «чешуей» под черепицу или лемех. Разнообразной формы окна имеют необычайные по рисунку переплеты и совсем удивительные наличники с пышными фигурными очельями.
Дом Ершова (Сапожникова).
Памятник гражданской архитектуры - купеческие палаты XVII века. В настоящее время в здании расположен музей.




 

Гусь-Хрустальный. Русь мастеровая


Этот сравнительно молодой город вырос из рабочего поселка при стекольном заводе купца Мальцова, и с тех пор славен на весь мир изделиями из стекла и хрусталя. Можно полюбоваться ими в музее художественного стекла и хрусталя или же, посетив завод, приобщиться к мастерству стеклодувов, в руках которых бесформенная масса превращается в произведение искусства, а выбор посуды на «хрустальном» рынке просто поражает. Гусь-Хрустальный расположен на окраине национального парка «Мещера».


Георгиевский собор.
Создан по проекту выдающегося русского архитектора Л.Н. Бенуа. Оригинальна его архитектура, внутри - великолепная мозаика в технике цветной смальты, которую создал талантливый мастер В.А. Фролов по эскизам знаменитого русского художника В.М. Васнецова.
Свято-Троицкий храм (Церковь Иоакима и Анны).
В конце XX века храм возвращен верующим и восстановлен. До этого в здании располагался гараж пожарной команды города.
Храм-часовня святой великомученицы Варвары.
Часовня святой Варвары построена в 1885 году. С 30-х гг. часовня была закрыта, а затем и вовсе разрушена. Лишь к 2005 году Свято-Варварьинский храм-часовню удалось восстановить в первоначальном виде.
Мальцовские домики.
Построены основателем города, фабрикантом Акимом Мальцевым для рабочих и служащих Хрустального завода.

Муром. Русь былинная


На берегу Оки стоит Муром - один из древнейших русских городов, край заповедных лесов, родина былинного богатыря Ильи Муромца. Эхом старинных молодецких распевов доносятся до нас песни фольклорного ансамбля «Мурома». Муром - не только место былинное, но и святое. С этого города началось крещение северо-восточной Руси, сюда в Троицкий монастырь стекаются паломники и жаждущие обрести семейное счастье путешественники для поклонения святым мощам благоверных Петра и Февронии, покровителей любви и брака.


Спас-Преображенский мужской монастырь.
Упоминается с конца XI в. На территории монастыря находится собор Преображения Господня XVI в. Также сохранились Покровская церковь, жилые монастырские постройки. В настоящее время монастырь действует.
Свято-Троицкий Новодевичий женский монастырь.
Основан в XVIIb. Сохранились и реконструированы здания XVII- XIX вв. В настоящее время монастырь действует. В Троицком соборе монастыря можно поклониться мощам Муромских чудотворцев, покровителей брака и семейного благополучия благоверных князя Петра и княгини Февронии. Их память празднуется ежегодно 8 июля и 19 сентября.
Благовещенский   мужской   монастырь.
Основан в XVI в. Благовещенский собор монастыря полностью перестроен в XVII в. Сохранились Над-вратная церковь, монастырские постройки. Главная святыня обители - мощи святых крестителей Мурома князей Константина, Михаила и Федора - покоятся в Благовещенском соборе.
Николо-Набережная церковь.
Церковь Николы Набережного была заложена в 1700 году и строилась 17 лет на средства небогатого московского священника. На этом месте, по преданию, находился деревянный дворец, построенный для Ивана Грозного, а рядом была Рыбная слобода. Эта живописная церковь стоит над Окой, а у подножия её бьёт Никольский родник, считающийся в городе целебным. Главной святыней храма является гробница святой Иулиании Лазаревской (Муромской) и образ святой праведницы современного письма.

Петушки


Хороша птица петух, да яиц не несет.
Говорят, что название города - Петушки - это отголосок давних времен, когда на этом месте стояла небольшая крепость, стерегущая подступы к Москве от всяческих незваных гостей, и жили в ней какие-то особенно бойкие петухи, чей крик на заре будил всю окрестность... Неизвестно, правдива ли эта легенда, но название обязывает, а потому создан в Петушках единственный в своем роде Музей Петуха. Недалеко от Петушков, в селе Андреевское, сохранилось когда-то известное всей России имение графов Воронцовых, чей древний род прославили Р.И.Воронцов и его дети.

Покров. Русь ямщицкая


Город Покров начинался с маленького села, выросшегоустен Покровского монастыря. Такуж получилось, что рядом проходил один из основных трактов тех времен - легендарная «Владимиру», связывавшая Московию с Сибирью. Это обстоятельство и определило всю дальнейшую историю Покрова. Издавна здесь был ям - место смены лошадей и отдыха ямщиков и путников. Сейчас Покров больше известен как центр производства шоколада. Об этих и многих других страницах истории города рассказывают экспозиции краеведческого музея, расположенного по пути следования
туристов.


Архитектурный ансамбль Свято-Покровского храма.
Конец 18 в., основа - конец 17 в. Зрелый классицизм с отзвуками барокко.
Дом городского головы Ф.Н.Колчина.
Памятник гражданской архитектуры 19 в. Яркое произведение стилизаторской эклектики.
Полицейское управление. 1840 г.
Характерное административное здание позднего классицизма, сохранившее выразительный фасадный декор и внутренние своды. В здании находятся экспозиции краеведческого музея.
Постоялый двор.
Памятник гражданской архитектуры 19 в.
Тюремный замок.
Памятник гражданской архитектуры 1780 г. На территории находится церковь Иоанна Богослова.
Дом ямщиков Чебуровых.
Памятник гражданской архитектуры 19 в.
Троицкий собор.
Памятник культовой архитектуры 1836 г. Построек ia средства купцов братьев Сарычевых. До революции - господствующее здание в панораме города с монументальным декором позднего классицизма. В 60-х гг. 20 в. колокольня и купола разрушены. Внутри уцелели первоначальные столпы и своды храма.
Казначейство.
Памятник гражданской архитектуры 19 в. Здание характерное для периода эклектики с формами зрелого классицизма и мотивами барокко.
Земская управа.
Памятник гражданской архитектуры 19 в. Здание периода эклектики. Хорошо сохранились существенные фрагменты внутреннего убранства, в т.ч. полы из метлахской плитки.
 

Судогда. Лесной край


Здесь дремучие леса, где летом тьма грибов и ягод, перемежаются с заливными лугами, в которых по утрам стоят туманы. Сквозь хрустально чистые родниковые воды речки Судогды,название которой так и переводится - «чистая вода», - видно, как резвится рыбный молодняк. Здесь, в царстве уютных деревенек раздолье для любителей сельского туризма, желающих приобщиться к истории и культуре руссксго дворянства в сохранившихся, некогда сонных, барских усадьбах. Как хозяин этих мест высится посреди парка, хранящего память о выдающемся лесничем, немце - Ф.Тюрмере, построенный на средневековый западный
манер, замок предводителя губернского дворянства, лесозаводчика, графа В.С.Храповицкого.


Усадьба Храповицкого.
Комплекс построек конец 19 века начала 20 века. В состав комплекса входят: дворец, церковь царицы Александры, сторожка лесника, лодочный павильон, конный двор, скотный двор, здание бани и дендрологический парк.
 

Суздаль. Русь православная


Суздаль - один из важнейших политических и духовных центров древней Руси. В течение многих веков здесь были резиденции епископов, архиепископов и даже митрополита, вследствие чего город особо богат монастырями и церквями. Одних только монастырей в небольшом Суздале за всю его историю было основано 15. Сейчас Суздаль - это уникальный город-музей, внешний вид которого почти не изменился со времен средневековья.

Архитектурный ансамбль Суздальского Кремля.
Расположен в излучине р. Каменка южной части Суздаля. Богородице-Рождественский собор - памятник древнерусской архитектуры (1222-1225гг.). Ансамбль Архиерейских палат является замечательным образцом гражданской архитектуры 15-18вв. Внесены в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. В зданиях расположена музейная экспозиция.
Покровский монастырь.
Приказная изба в епархиальном женском Свято-Покровском монастыре.
Памятник гражданской архитектуры конца 17-начала 18в., бывшая вотчинная канцелярия монастыря и осуществляла управление обширным монастырским хозяйством. Внесена в Список Всемирного Наследия ЮНЕСКО. В здании находится музейная экспозиция.
Спасо-Евфимиев монастырь.
Монастырь основан в 14 в. Архитектурный ансамбль сложился в 16-17вв. Главный храм- Спасо-Преображенский собор 16в., расписан в 17в. г. Никитиным и с. Савиным. Благовещенская надврат-ная церковь 16-17в., оригинальная по композиции звонница16-17в. с тремя арочными пролетами, Успенская церковь16в.- шатровая, с одностолпной трапезной. Никольская церковь с корпусом больничных покоев. Памятники гражданской архитектуры -двухэтажный Братский корпус монастырских келий, дом архимандрита - настоятеля монастыря. Внесен в Список Всемирного Наследия ЮНЕСКО.
Церковь Бориса и Глеба (с. Кидекша, 4 км. от Суздаля).
Редкийий памятник белокаменной архитектуры 12 в. Внесена в Список Всемирного Наследия ЮНЕСКО.

Александров. Русь царская


В свое время Александровская слобода приглянулась великим московским князьям своими замечательно подходящими для соколиной охоты окрестностями. Позже царь Иван Грозный отметил удобство этих мест для совершения государственных дел, и устроил в Александровской слободе малую загородную резиденцию, которую на 17 лет сделал столицей государства. При Иване Грозном Александровская царская резиденция превратилась в мощную крепость с высокими стенами, роскошными каменными палатами и величественными храмами. В наши дни на территории бывшего царского двора соседствуют женский монастырь и музей, повествующий об одном из периодов возвышения Российского государства.
Комплекс построек Свято-Успенского женского монастыря и музея-заповедника .


«Александровская слобода».
Дворцово-церковные постройки16 - 19 в.в. по периметру обнесены кирпичными стенами с угловыми башнями и надвратной церковью. Дворцовый комплекс - бывшая резиденция царя Ивана Грозного.
Собор Рождества Христова.
Каменный храм, построен в 17 в. на месте двух деревянных церквей. В соборе проводятся богослужения.
Дом купца A.M.Первушина.
Памятник гражданской архитектуры конца 19 в. В настоящее время в здании расположены экспозиции Александровского художественного музея.
Церковь Боголюбивой Божьей Матери.
Каменный храм, построенный в 1800 г. В храме проводятся богослужения.
Церковь Преображения Господня.
Каменный храм, построенный в 1742 г. на месте деревянной церкви. Богослужения в храме не проводятся.
Церковь Преподобного Серафима Саровского.
Каменный храм, построенный в 1904 г. Богослужения s храме не проводятся.
Железнодорожный вокзал.
Каменное здание, построено в 19 в. В 1889 году вокзал удостоился особой благости - рядом с ним на земле, выкупленной Саввой Мамонтовым для железной дороги, возвели кирпичную часовню в память чудесного спасения семьи царя Александра III при крушении поезда в Борках.

Владимир. Русь великокняжеская



Владимир - древняя столица Северо-Восточной Руси. В годы правления легендарных великих князей Андрея Боголюбского и Всеволода Большое Гнездо город был местом работы гениальных зодчих, многие творения которых сохранились до наших дней. Его богатая история запечатлена в причудливой архитектуре центральной части города, где мирно соседствуют величественные древние белокаменные храмы, изящные аристократические особняки и основательные торговые постройки более поздних лет.


Золотые ворота.
Памятник древней русской фортификации. Построен в 12 веке. Использовался как главная боевая и проездная башня. Памятник архитектуры федерального значения (внесен в список ЮНЕСКО). В здании расположена музейная экспозиция.



Успенский собор.
Памятник белокаменного зодчества домонгольского периода. Середина 12 века. В интерьере собора сохранились фрески Андрея Рублева. Памятник архитектуры федерального значения (внесен в список ЮНЕСКО). В соборе проводятся богослужения.
Дмитриевский собор.
Памятник белокаменного зодчества домонгольского периода. 12 век. Памятник архитектуры федерального значения (внесен в список ЮНЕСКО). В здании расположена музейная экспозиция.
Троицкая церковь.
Красное кирпичное сооружение 1916 года. Построена в всевдовизантийском стиле. В здании расположена музейная экспозиция.
Рождественский монастырь.
Монастырь основан в 19 веке. В монастыре был похоронен великий владимирский князь Александр Невский. В монастыре расположена резиденция Владимиро-Суздальского архиерея.
Успенский собор Княгинина монастыря. Памятник 13 века.
Входит в ансамбль Княгинина монастыря. Богатый ансамбль фресковых росписей 17 века. Сейчас в соборе находится икона Боголюбской Божьей Матери 12 века. В соборе проводятся богослужения.
Православная старообрядческая церковь (Успенская Богородицкая).
Самый значительный памятник владимирской архитектуры 17 века. В начале 90-х передана старообрядческой общине. В церкви проводятся богослужения.
Здание исторического музея.
Здание построено в начале 20 века по проекту архитектора Бегина. В здание размещается экспозиция Владимиро-Суздальского музея-заповедника.
Здание присутственных мест (Владимирские палаты).
Построено в конце 18 века в строгом классическом стиле. Было предназначено для губернской администрации. В здании расположен музейный комплекс «Палаты» и детский музейный центр.
Водонапорная башня.
Памятник инженерно-технической и промышленной архитектуры начала 29 века. В здании расположена музейная экспозиция.
Дом - музей братьев Н.Г и А.Г. Столетовых.
Деревянный одноэтажный дом на каменном полуэтаже 1745-1869. Типичный образец городской застройки 2 половины 19 века. В здании расположена музейная экспозиция.
Козлов вал.
Юго-западная часть земленной насыпи в системе фортификационных сооружений города Владимира 12 века. Памятник древнерусского градостроительства.
 

Владимирская область

Область расположена в центре Европейской части России и принадлежит к центральному экономическому региону страны. Во Владимирской области - 16 районов, 21 город, 36 поселков городского типа и 222 деревни. Площадь области составляет 29 тысяч квадратных километров. В 1996 году население области составило 1648300 человек, на долю городского населения приходилось 79,7%. Плотность населения - 57,2 чел на кв.км.
Административный центр области - город Владимир, находящийся в 180 км. к северо-востоку от Москвы.
Добраться можно (от Москвы): на поезде с Курского вокзала - 2,5 часа, на машине по трассе Москва-Нижний Новгород (М7) - 3 - 4 часа.
Климат в области умеренно-континентальный. Средняя температура в январе -11 -12 С, в июле +17 +18,5 С. Средняя норма осадков: 480-580 мм.
Владимирская область - один из древнейших историко-художественных центров русской земли. Территории, которые в нее входят, издавна составляли ядро Владимиро-Суздальского княжества, а с конца XVIII века -Владимирской губернии.
Великое Владимирское княжество (1157 -1362 гг.) образовалось в связи с переносом великим князем Андреем Боголюбским столицы Ростово - Суздальского княжества в г.Владимир на Клязьме. Существует несколько точек зрения на дату основания города. По одной версии он основан князем Владимиром Святославичем в 990 году, по другой - в 1108 году князем Владимиром Мономахом. При князе Андрее Боголюб-ском и его преемниках город достиг расцвета.
Во второй половинеXII - началаХШ веков Великое Владимирское княжество было крупнейшим экономическим, политическим и культурным центром Руси. Перенесение политического центра Руси во Владимир сыграло большую роль в складывании великорусской народности и русской нации. Экономическое и политическое влияние Владимиро-Суздальского княжества было подорвано в 1238 году разорительным монголо-татарским нашествием.

Культура Великого Владимирского княжества оставила глубокий след в истории всей Северо-Восточной Руси. Владимирская архитектурная школа оказала влияние на каменное зодчество Москвы и других русских городов. Среди выдающихся памятников Владимиро-Суздальской архитектуры XII-XI11 веков - белокаменные Успенский и Дмитриевский соборы, Золотые ворота, церковь Покрова на Нерли.
Политические и культурные традиции Великого Владимирского княжества были восприняты Великим Московским княжеством в период образования Русского централизованного государства.
В 1778 году была образована Владимирская губерния, в том же году преобразованная в наместничество. Владимирская губерния являлась одной из наиболее развитых в промышленном отношении губерний Европейской части России. С XVII века в ней развивается текстильное производство. В Меленков-ском уезде действовали железоделательные заводы Боташевых. Во второй половине XVIII века основаны стекольные заводы Мальцевых в Судогодском уезде (ныне Гусь-Хрустальный район). Большинство промышленных предприятий размещалось в селах и слободах.
В XIX веке Владимирская губерния - один из центров текстильного производства, здесь вырабатывается 31 процент хлопчатобумажных тканей, производимых в России.
Большое распространение получили в губернии кустарные промыслы. С конца XVII века известен иконописный промысел (Шуя, Палех, Мстера). Всероссийскую славу получили владимирские и суздальские каменщики, покровские и гороховецкие плотники.
В 1929 году после ликвидации Владимирской губернии ее территории находились в составе трех областей: Ивановской, Горьковской и Московской.
В годы Великой Отечественной войны большой вклад в победу внесли оборонные предприятия и, в первую очередь, Ковровский завод, на котором действовало знаменитое конструкторское бюро оружейников во главе с В.А.Дегтяревым.
14 августа 1944 года была создана Владимирская область в ее нынешних границах.
На территории области сконцентрирована значительная часть историко-культурного достояния страны: известные всему миру памятники белокаменного зодчества, древние города и села, монастырские и усадебные ансамбли.
Основным туристским маршрутом региона является «Малое Золотое кольцо Владимирской области», в которое входят следующие города:
Владимир, Суздаль, Муром, Гусь-Хрустальный, Юрьев-Польский, Гороховец, Александров, Судогда, Покров, Петушки, Вязники.

Чудесная непредсказуемость пустыни



Лептис Магна, родина императора Септимия Севера, и Сабрата знамениты в первую очередь своими отлично сохранившимися театрами, форумами и триумфальной аркой







Полезные сведения
Ливия расположена на северо-западе Африки. Свыше 9/10 ее территории занимают песчаные и каменистые просторы пустыни Сахары. В Ливии преобладает сухой тропический климат, а центральная ее часть относится к зонам планеты с минимальным количеством осадков. Здесь нет рек с постоянным стоком и естественных пресноводных озер, но имеются огромные запасы подземных вод, питающие источники и плодородные оазисы. С VII века до н.э. на севере страны соперничали колониальные державы древности - Греция, Карфаген, Рим. После распада Римской империи Ливия пережила нашествия берберских и арабских племен. С середины XVI века до 1911-1912 годов здесь утвердилась Османская империя. К началу 1930-х страна была оккупирована Италией. По окончании Второй мировой войны страной управляли британская и французская военные администрации. В 1951 году Ливия стала независимым королевством. После свержения монархии в 1969-м молодые офицеры во главе с лидером ливийской революции Муамаром Каддафи провозгласили Ливию республикой. В Ливию стоит поехать именно потому, что это пока совсем не раскрученное туристическое направление. Страна представляет исключительную ценность с точки зрения самобытности и аутентичности. Население доброжелательно, природа во многом не испорчена цивилизацией. Ливия очень безопасное государство. Здесь нет характерного для арабских стран воровства и стремления обмануть вас при торговле. Немногочисленное население дружелюбно с иностранцами, но стремится сохранить дистанцию, что тоже весьма ценно. Гостиницы в Ливии маленькие, но весьма приличные, особенно по арабским меркам. В основном управляются они иностранцами. Чистота в номере, горячая вода и неплохое обслуживание даже в небольших городках вам обеспечены. Что касается ночевки в палатках, то если вы решитесь углубиться в пустыню, впечатления вам гарантированы. Еда вполне сносная для европейцев, чего не скажешь о других экзотических арабских странах.