суббота, 23 марта 2013 г.

Алтай



Люди давно соревнуются с богами в искусстве создавать миры. Нью-йоркские небоскребы, египетские пирамиды, Эйфелева башня - грандиозные постройки всех времен и народов призваны показать сверхвозможности человека. При этом парадоксально, что каждый из нас неосознанно стремится в места, которые не тронуты цивилизацией. Потому, что именно здесь человек способен испытать себя на самом деле. В шумном и пыльном потоке городских будней мы руководствуемся приобретенными рефлексами. За матовыми стеклами офисов и в многочасовых пробках протекают наши жизни. Мы сознаем, что способны на большее. Или даже нет, мы способны на нечто качественно другое, но возможности, заложенные природой в нас при рождении, в городских джунглях дремлют.
Все это не случайные слова. Люди, приезжающие на Алтай, признаются, что в этот неповторимый по своей красоте горный край, они ехали в поисках себя. И не ошиблись. Для тех, кто ни разу не был на Алтае, удивительно, что рядом с большими городами, сохранился девственный уголок природы, уникальный по своему ландшафтному и историко-культурологическому содержанию. Высокие горы, прозрачные озера, бурлящие горные реки, водопады, пустынные равнины, пещеры, дорожные серпантины - все это предстоит увидеть путешественнику. Богатая природа бережно хранит следы древней цивилизации: наскальные росписи, многовековые курганы, могильники. Этническое прошлое тесно переплетается с обрядами и современной культурой коренного населения Алтая. Эта земля хранит следы многих культур, происхождение некоторых из которых до сих пор неизвестно.
Мистицизм, ландшафтное разнообразие, удаленность от цивилизации делают Горный Алтай идеальным местом для приключенческого туризма. Сплавы по горным рекам, восхождение на горы, конные поездки - решаясь на такого вида экстрим, человек собирается по-настоящему испытать себя. «Схватка» с природой зачастую дает удивительный результат. Те самые возможности, которые доселе спали, вдруг начинают проявляться!
Алтайцы - коренной народ, населяющий горы и предгорья географического Алтая.
С середины 19-го века в связи с переходом от кочевого образа жизни к оседлости алтайцы до начала 20-го века делились на ряд . племенных и территориальных' групп. В настоящее время алтайцы делятся на малочисленные народности: алтайцы, телеуты, шорцы, тубалары, теленгиты, урянхайцы и проживают в Республике Алтай, Алтайском крае, Кемеровской области Российской Федерации, Западной Монголии, Синьцзян-Уйгурском автономном районе Китая.
Сегодня Республика Алтай (Горный Алтай) относится к числу тех регионов, в которых еще можно увидеть во всем многоцветий традиционную культуру коренного народа - алтайцев, русского старожильческого старообрядческого населения и казахов, компактно проживающих здесь более 100 лет...



Легенда о Катуни и Бии
Жил некогда богатый хан Алтай, и самым главным его богатством была дочь - красавица и умница Катунь. Много батыров добивалось ее руки, но всех отвергала строптивая девушка. Никто не знал, что она тайно любила простого пастуха Бия. Но проведал секрет дочери хан Алтай, разгневался и сказал: "Выдам тебя за того, за кого сам пожелаю!" Не покорилась отцу Катунь и в глухую темную ночь сбежала к любимому. Утром, обнаружив пропажу, хан Алтай собрал своих воинов и пообещал дочь в жены тому, кто ее догонит и вернет. Бросились в погоню воины, но Катунь обернулась стремительной рекой и помчалась, пробивая себе дорогу среди камней, громко зовя Бия. Услышал голос любимой пастух, бросил стада и тоже быстрым потоком понесся навстречу Катуни. Не догнали воины беглянку. Встретились Бий и Катунь, бросились друг другу в объятия, да так и побежали дальше, образовав великую сибирскую реку Обь. В страшном гневе превратил хан всех своих слуг в
валуны, скалы и камни, и сам навеки застыл величественной Белухой. Дальше всех успел убежать за Катунью самый быстроногий из воинов - Бабырган, и теперь стоит на равнине вдали от гор.
Река Катунь - "хозяйка Алтая". Она протекает в глубоком ущелье, её же каньоны и высокие террасы часто сравнивают со знаменитым Гранд - Каньоном в Америке.
Катунь - наиболее популярная и посещаемая река Алтая. Обуславливается это ее доступностью и, вместе с тем, красивыми, неповторимыми местами, по которым она протекает. Волнующие воспоминания о прохождении порогов, о тайге, о хорошей компании останутся в памяти надолго и скрасят рутину городских будней.
Гора Белуха - одна из крупнейших горных вершин России, самая высокая : вершина Сибири (4506 м над уровнем I моря).
В 1998 году включена в список объектов Всемирного природного наследия ЮНЕСКО «Алтай Золотые горы».
Климат района Белухи суровый с продолжительной холодной зимой и коротким летом с дождями и снегопадами. Он изменяется в соответствии с : высотной тональностью: от климата < долин у подножия вершины до климата ' высоких снегов и ледников. Средняя температура июля в долинах у верхней § границы леса + 8,3 градуса (Аккем), а на платообразных вершинах + 6,3 градуса t (Каратюрек). Летом на вершине Белухи не редки морозы до -20 градусов. На склонах массива Белухи и в доли-| нах известно 169 ледников, общей площадью 150 кв км. Гора Белуха несет на себе почти 50% ледников Катунского хребта, что составляет свыше 60 процентов площади его оледенения. По количеству ледников и оледенению г. Белуха занимает
Песнь про богатырей Катуни
Два богатыря, Сартакпай с сыном Аду-чи, задумали построить мост через бурливую Катунь. "Здесь, сын мой, у самого устья Чобы,- сказал Сартакпай, - как раз середина реки. Надо будет выстроить тут большой мост". Работа началась... Добрый дух Ульгень помогал им, но с условием, чтобы во время работы они не спали из уважения к нему. Весь день без отдыха работали богатыри. Но, к вечеру, увидел Сартакпай, что сына его шатает от усталости, и сказал ему: "Пойди, отдохни, только не смей спать, и жена твоя Оймок пусть не смыкает век". В небе дымились черные тучи.. Маленькая туча, налетев на большую, высекла яркую молнию. Сартакпай поднял руку, поймал ее, вставил в расщепленный ствол пихты и при свете этом стал строить мост дальше. Он вонзал камень в камень, и мост рос. До того берега осталось проложить не больше пятнадцати кулашей. И тут мост рухнул! Сартакпай рявкнул, как медведь, выбросил камни из подола шубы, и они, гремя, просыпались от устья Чобы до устья Эдигана. От страшного грохота проснулись Адучи и Оймок. Поняли они, что не сдержали обещания. Испугавшись гнева Сартак-пая, они обернулись серыми гусями и улетели вверх по реке Чуе. Сартакпай бросил им вслед стопудовый камень, что упал в Курайской степи и до сих пор лежит там...
...Сын Адучи и сноха Оймок остались гусями навечно. Одинокий и печальный, сел Сартакпай на своего коня и вернулся к устью Ини. Его родной аил давно рассыпался. Сартакпай расседлал коня, бросил на большой камень стопудовый кедим, а сам сел рядом и умер...

По преданиям алтайцев, родники, реки и озера имеют общую хозяйку "Суу ээзи". Кроме этого, каждая река, родник, озеро и целебный источник Аржан имеет свою хозяйку в виде девицы, женщины или пожилой старухи. Самые большие реки - Катунь, Чуя, Бия, Чолушман, Башкаус, Чарыш - имеют хозяек ханского положения. Они суровы, коварны, про них рассказывают много легенд, мифов о том, как в тяжкие годы спасали ойрот-алтайцев от врага. Уносили завоевателей в многочисленные водовороты...

Изучение древних шумерских клинописных текстов, найденных на территории Ирака (Месопотамия) и датированных последней третью 3 тыс. до н.э., проведенное многими учеными, свидетельствует о том, что большинство шумерских слов буквально повторяют общетюркские, в том числе и алтайские, слова и целые фразы. Таких совпадений очень много, более четырех сотен.
Приведенные схождения дают убедительные доказательства в родстве шумерской и алтайской семьи языков. Древние шумеры были давно оторвавшейся от основной массы частью пратюркских племен и соединились с индоевропейцами. В летописях отмечается о приходе шумеров в Месопотамию из равнин, где много кедрового леса и рек - предположительно Сибирь. А открытие в с. Каракол в среднем течении реки Урсул захоронения, которое доказывает синхронность развития культур Древней Месопотамии, Древнего Египта и Древнего Алтая, подтверждает, что между этими столь дальними ареалами тогда еще существовали определенные контакты, если не прямые, то во всяком случае «кочевые».

Этнографическое изучение региона началось достаточно давно - более 200 лет назад. Однако и по сей день есть еще много белых пятен, ожидающих своих первооткрывателей.
Наибольший интерес представляет традиционная духовная культура алтайцев. Здесь бытуют архаические жанры фольклора и используются музыкальные инструменты, практически не испытавшие модернизации.
Тысячелетиями находясь во взаимодействии со многими культурами и языками племен и народов, Горный Алтай и по сей день представляет собой богатейшую мозаику в этническом, конфессиональном и лингвистическом отношении. Благодаря этому, территория Горного Алтая является хранилищем большого числа археологических памятников. Многие из них можно увидеть, посетив Каракольскую долину.
Каракольская культура - своеобразная археологическая культура конца III - начала II тыс. до н.э. Характерными ее чертами являются многочисленные захоронения: прямоугольная ограда -кладбище, каменные ящики и поли-хромные рисунки на плитах ящиков.
Немало загадок хранит и любой другой уголок Горного Алтая. Многочисленными легендами окутано Золотое (Телецкое) озеро, а горные перевалы и сегодня требуют уважения к духам и дань почтения далеким предкам
Легенда про Телецкое озеро
Однажды разгневались боги на алтайский народ; ушли звери из лесов, ушла рыба из рек и озер; засохли деревья и травы вымер скот на пастбищах. Труженицы-пчелы, и те не запасли в тот год золотого меду. Голод пришел на алтайскую землю нечего в котел бросить, нечего в рот положить, нечего ребенку дать... Горевали люди только один алтаец не горевал - был у него припрятан на черный день кусок золота, большой, с конскую голову. Вот и пришел тот черный день, кончилась вся еда в юрте, последний кусок лепешки доели, последний глоток кумыса  допили. Поглядел алтаец на жену и детей, вытащил из укромного уголка кусок золота, крякнул, взвалил на плечо и пошел по окрестным стойбищам менять золото на мясо вяленое для себя, на лепешки свежие для жены, на молоко кобылье для детей. Долго ходил, много юрт обошел, много людей повидал. Нет у людей еды, а если и  найдется у кого кусок лепешки да глоток молока, не хотят менять люди еду на золото. Красивое оно, золото, блестящее, глаз радует, сердце веселит, да только холодное и твердое; не укусишь его, не бросишь в котел, не дашь ребенку поесть. Зря ходил по юртам алтаец, зря таскал кусок золота размером с конскую голову. А когда совсем отчаялся, забрался он на гору Алтын-Ту, что над озером высится, проклял жизнь свою горькую и богов жестоких, и швырнул с размаху золото далеко в озеро. Швырнул, да и сам следом прыгнул. Плеснула волна, накатила на берега, да и успокоилась. А озеро с тех пор называют Алтын-Коль - Золотым...

Тотемизм - одна из ранних форм верований, суть которой заключается в вере родства отдельных групп людей с определенными животными. Каждый род ойрот-алтайцев имеет священного почитаемого животного или птицу, которая называется "Байана".
Нарушившего табу своего "Байа-ны" подвергали наказаниям. "Чалу" является самым страшным наказанием для ойрот-алтайцев - смерть для членов семьи или рода по очереди, иногда сопровождающаяся мучительными неизлечимыми болезнями. Каждый род в определенное время должен совершить обряд поклонения "Байана чалузы" и тем самым возвысить его, чтобы он оберегал их.
Например, "Байана" майманов -косуля, глухарь, орел, собака. Мун-дусов - беркут, сова, бык. Комдошей -выдра. Кобоков - волк. Тодошей - заяц и т.д. Растения почитаются ойрот-алтайцами также, как и почитаемые животные. Каждый род-сеок имеет свое дерево называемое - "иайаачы". Например: Толосы не должны рубить тополь, бережно относиться к тополям. Величать их в своих благопоже-ланиях и песнях. Саалы - ель. Алматы - иву. Кобоки - сосну. Тонжаны - кедр... При необходимости использования почитаемого дерева сеока, человек должен совершить обряд поклонения и спросить духов тайги, хозяина Алтая о надобности того или иного дерева или деревьев. Многие с целью использования почитаемого дерева для нужд по хозяйству просят помощи у кого-нибудь из другого рода. И тот, высказав благопожелания и попросив разрешения, приступает к вырубке.

Комментариев нет:

Отправить комментарий